О результатах проведённого анкетирования в целях оценки доступности финансовых услуг населению Чукотского автономного округа

О результатах проведенного анкетирования в целях оценки доступности финансовых услуг населению Чукотского автономного округа

В течение 2017 года Отделением по Чукотскому автономному округу Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации было проведено анкетирование жителей Чукотки в целях оценки доступности финансовых услуг населению.

В анкетировании приняли участие жители районных центров и различных населенных пунктов в районах:

  • в Анадырском: Усть–Белая, Чуванское, Хатырка, Беринговский, Угольные копи, Ваеги, Канчалан, Ламутское, Марково, Алькатваам, Снежное, Мейныпильгыно;
  • в Чукотском: Лаврентия;
  • в Чаунском: Певек, Айон, Биллингс, Рыткучи;
  • в Иультинском: Эгвекинот, Амгуэма, Ванкарем, Рыркайпий, Конергино, Нутепельмен, Уэлькаль;
  • в Билибинском: Билибино, Кепервеем, Илирней;
  • в Провиденском: Провидения, Янракыннот, Энмелен, Сиреники, Новое Чаплино, Нунлигран.

Всего в анкетировании участвовало порядка 950 человек.

dostupnost finuslug chao 1

Пользователями банковских услуг являются 82,3% опрошенных, из которых основная часть (38,8%) являются держателями банковских карт. Услугами по переводу денежных средств со счетов пользуются 25,9% респондентов и по накоплению (сбережению) денежных средств, т.е. открытию вкладов, - 20,2%.

Не столь популярными оказались услуги по переводу денежных средств без открытия счета (что, скорее всего, обусловлено тарифами на данные услуги и дальнейшим развитием предоставляемых держателям банковских карт сервисов по переводу средств, в т.ч. через мобильный банк) и услуги кредитования (5,7% и 9,4% соответственно).

dostupnost finuslug chao 2

Что касается кредитования, то результаты анкетирования показали, что жителям не всех населенных пунктов кредитные организации предоставляют возможность получить заемные средства. Основная информация поступила от жителей Анадырского, Провиденского и Иультинского районов. Так жители Эгвекинота, Амгуэмы, Сиреников, Нунлиграна, Провидения и Янракыннота сообщают об отсутствии возможности получения ипотечных кредитов. Жители Эгвекинота, Янракыннота, Амгуэмы, Сиреников и Алькатваама сообщили, что «банки не кредитуют сельских жителей».

Также опрошенные сообщают, что кредитные организации не предоставляют следующие услуги, которые они хотели бы получать:

  • перевыпуск карты, открытой в другом регионе;
  • отражение всех имеющихся карт (в т.ч. выданных в других регионах) в личном Онлайн кабинете, а также непосредственно в самом банке обслуживания (например, чтобы карта, выданная банком в г. Магадан, отражалась в программном обеспечении того же банка, но в его операционном офисе в пгт Эгвекинот);
  • оплату коммунальных и других услуг, в т.ч. услуги почтового отделения;
  • валютные операции;
  • страхование имущества и ответственности.

К «пожеланиям» жителей можно отнести:

  • бесплатный мобильный банк;
  • увеличение процентных ставок по вкладам (до 12-15%);
  • уменьшение процентных ставок по кредитам;
  • привлечение в населенный пункт других банков (отвечали жители Провидения, Беринговский, Лаврентия, Марково).

dostupnost finuslug chao 3

Население все-таки предпочитает не присутствовать в самом банке, а использовать дистанционные сервисы. Так на вопрос, какой способ оплаты вы выберете, например, для оплаты коммунальных услуг 35,7% опрошенных ответили банкомат и 25,3% онлайн сервисы. В кассу банка готово прийти 14,9%. Почту России выбрали 24,1% анкетируемых, как правило, жители сел, в которых отсутствуют банки и банкоматы.

dostupnost finuslug chao 4

При этом неудовлетворенность отсутствием банкоматов составила 41,2%, терминалов - 12,2%. Проблемы с обналичиванием денег, отсутствием возможности совершать операции по картам озвучили практически все жители населенных пунктов, в которых отсутствуют устройства. По состоянию на 01.10.2017 в регионе выдано свыше 64 тыс. карт и в настоящее время это самая распространенная услуга кредитных организаций (38,8% опрошенных – пользователи карт). Жители должны иметь возможность использовать все предоставляемые по картам сервисы.

На неудобный режим работы банкоматов (на отсутствие круглосуточного доступа -  так называемой «Зоны 24») пожаловались 9,5% (жители Эгвекинота, Беринговского и Провидения).  

dostupnost finuslug chao 5

Отдельно остановимся на таком факторе, сдерживающем пользоваться услугами банка, как качество обслуживания, на который пожаловались 15,1% опрошенных.

Жители (Билибино, Островное, Провидения, Нунлигран, Эгвекинот, Хатырка, Снежное) жалуются на долгое оформление операций и выпуск карт, некомпетентное предоставление или отсутствие информации, не регулярную работу с клиентами, плохое оснащение помещения банка (в т.ч. компьютерной техникой), нехватку операционистов. Жители пгт Эгвекинот сообщали, что банк не принимает за услуги наличные деньги, только с использованием карты.

Все эти причины способствуют переходу населения на дистанционное обслуживание.

dostupnost finuslug chao 6

Пользуются Интернетом 82% опрошенных (для выхода в Интернет используют компьютер 54,8% и мобильный телефон 45,2%), т.е. готовность осуществлять операции дистанционно высокая.

Здесь возникают сложности, выраженные в проблемах региона с качеством связи и Интернет.

На одну операцию в сети Интернет жители затрачивают до получаса (так ответили 36% опрошенных), не пользуются Интернет по причине плохого качества 31% респондентов.  28% ответили, что время проведения одной операции составляет от 5 до 10 минут.

dostupnost finuslug chao 7

Что касается вопроса финансовой просвещенности населения. Финансово грамотными себя считают около 55%, т.е. половина опрошенных, 45% не хватает знаний в области финансов.

dostupnost finuslug chao 8

Отдельно осветим результаты опроса глав поселений Чаунского, Анадырского, Провиденского и Иультинского районов (Певек, Угольные Копи, Канчалан, Ламутское, Мейныпильгыно, Усть-Белая, Хатырка, Рыркайпий, Уэлькаль, Нутепельмен, Энмелен, Янракыннот, Провидения, Айон, Биллингс, Рыткучи, Беринговский, Алькатваам, Ваеги, Марково, Снежное, Чуванское, Амгуэма, Нунлигран, Сиреники, Новое Чаплино):

  • 1) Провайдер услуг сети Интернет в большинстве населенных пунктов – ПАО «Ростелеком»;
  • 2) Оператор мобильной связи – «Билайн»;
  • 3) Оценка качества услуг сети Интернет была дана как удовлетворительная (с не частыми сбоями) в населенных пунктах Певек, Угольные Копи, Канчалан, Ламутское, Мейныпильгыно, Усть-Белая, Хатырка, Рыркайпий, Уэлькаль, Нутепельмен, Энмелен, Янракыннот, Провидения; и неудовлетворительная (с частыми, продолжительными сбоями) в населенных пунктах Айон, Биллингс, Рыткучи, Беринговский, Алькатваам, Ваеги, Марково, Снежное, Чуванское, Амгуэма, Нунлигран, Сиреники, Новое Чаплино.

Аналогичные оценки удовлетворительно и неудовлетворительно были даны качеству услуг мобильной связи.

  • 4) Все главы поселений единодушны во мнении о слабом развитии безналичных платежей в населенных пунктах.
  • 5) Основными факторами, сдерживающими развитие финансовых услуг в населенных пунктах названы:
  • отсутствие банков в населенном пункте;
  • плохое качество связи, Интернета;
  • низкий уровень развития инфраструктуры для приема банковских карт.

Среди прочих ответов главы поселений отметили также: низкий уровень доходов населения, психологическую неготовность (менталитет) населения, недостаточную финансовую грамотность населения и отсутствие достаточной и доступной информации о финансовых услугах.

  • 6) На вопрос «Поступают ли к Вам жалобы юридических и (или) физических лиц на качество обслуживания в банках?» главы поселений ответили в основном «Нет» либо «Поступают не часто» (всего 4 ответа), а именно жалобы на:
  • длительное ожидание предоставления банковских услуг (Певек);
  • плохое качество связи, Интернета при совершении операций. Не своевременная перезагрузка банкоматов (Угольные Копи);
  • отсутствие возможности дозвониться до АТБ Банка в г. Анадырь (Ваеги);
  • отсутствие банкомата, отсутствие банка (Усть-Белая).
  • 7) По сообщениям глав поселений практически во всех населенных пунктах трудности с использованием банковских карт по причинам:
  • плохое качество связи и Интернета (Айон, Угольные Копи, Биллингс, Рыткучи, Ваеги, Мейныпильгыно, Рыркайпий, Уэлькаль, Нутепельмен, Энмелен, Янракыннот, Амгуэма);
  • отсутствие банкомата (Биллингс, Рыткучи, Алькатваам, Марково, Чуванское, Уэлькаль, Сиреники, Амгуэма, Янракыннот, Новое Чаплино, Ваеги, Ламутское, Канчалан, Мейныпильгыно, Уэлькаль, Нунлигран);
  • отсутствие терминалов (Алькатваам. Уэлькаль, Сиреники, Нунлигран, Ваеги, Уэлькаль, Нутепельмен, Амгуэма, Новое Чаплино).

Дополнительно Угольные Копи, Энмелен, Чуванское, Ламутское, Рыткучи, Канчалан, Усть-Белая и Чуванское конкретизировали, какие точки необходимо оснастить терминалами – это подразделения «Почты России», организации ЖКХ (управляющие компании), аптеки, ГП ЧАО «Чукотснаб» (заправки), Территориально-соседскую общину КМНС с. Энмелен.

  • не своевременное техническое обслуживание и загрузка денег в банкоматы (Угольные Копи);
  • отсутствие обратной связи с банком (Нунлигран, Ваеги);
  • отсутствие банковских карт у населения (Ламутское).
  • 8) Предложения глав поселений:
  • заменить банкомат, установленный в пгт Угольных Копях по адресу
    ул. Первомайская, д. 10а (аптека); установить дополнительный банкомат по ул. Первомайская, д.5;
  • установить дополнительный банкомат в пгт Беринговский (желательно в торговой точке, работающей до 21:00) или осуществить доступ к существующему банкомату в офисе банка, после 18:00;
  • установить дополнительный банкомат в пгт Провидения;
  • наладить транспортное сообщение в зимний и летний период между п. Алькатваам и пгт Беринговский (автобус) для доступа населения к услугам офиса банка и банкомату;
  • открыть офис банка в с. Усть-Белая.

Жители Чукотки, принявшие участие в анкетировании, выразили неудовлетворенность качеством услуг связи и Интернет, обозначили трудности с обналичиванием денежных средств с банковских карт (нет банков или банкоматов) и высказали пожелания в дооснащении торговых точек (магазинов, организаций) терминалами.

Печать