На завершающих весеннюю сессию заседаниях Совета Федерации сенаторы рассмотрели и одобрили Федеральные законы, авторами которых стали законодатели, представляющие интересы Чукотского автономного округа в Российском Парламенте, сенатор Арамаис Джаганович Даллакян и Депутат Государственной Думы Рудченко Валентина Васильевна.
Во-первых, одобрены изменения в закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» направлен на то, что бы уравнять правоприменительную практику в смежных сферах правового регулирования отношений, возникающих по поводу расчета жилищных субсидий как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей так и гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в указанных районах.
«Законом установлен срок, в течение которого при расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой гражданам, выезжающим из закрывающихся по решению субъекта РФ, принятому по согласованию с Правительством РФ, населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывается произведенное гражданином и членами его семьи отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое - в течение 5-ти лет до выдачи данному гражданину государственного жилищного сертификата, - Комментирует закон один из его авторов сенатор от Чукотки Арамаис Джаганович Даллакян, - и предусмотрена возможность применения кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения при определении размера, на который должна быть уменьшена жилищная субсидия, предоставляемая гражданам, произведшим такое отчуждение».
В предыдущей редакции Федерального закона указанный срок не был установлен. И такое уменьшение могло быть произведено на сумму, указанную в справке, составленной и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Арамаис Джаганович пояснил, что в случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина его инвентаризационной стоимости.
«Таким образом, норма закона о жилищных субсидиях граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера приведена в соответствие с аналогичной нормой Федерального закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - уточнил сенатор.
Вторым Федеральным законом уточняются условия предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кроме этого, в документе определены условия отнесения граждан к категории имеющих право на получение соответствующих жилищных субсидий. Так же введена норма о том, что отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с указанного учета. Речь идет о Федеральном Законе 228-ФЗ от 20.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
Один из авторов Федерального Закона Арамаис Джаганович Даллакян напомнил, что жилищный сертификат — это именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии на приобретение или строительства жилья. Т.е. помощь является адресной и не подлежит передаче другому лицу. Поэтому в случае отказа гражданина от получения жилищного сертификата очередь не двигается.
«Мы исходили из того, что часть граждан состоит на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий формально, и систематически отказываются от получения государственного жилищного сертификата, - комментирует Арамаис Джаганович, - так, по состоянию на 1 января 2018 г. на указанном учете состояло 194 750 семей граждан, из которых только 49 405 семей граждан подтвердили желание получить государственный жилищный сертификат. Это несомненно ущемляет права граждан, действительно желающих переселиться из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Для восстановления социальной справедливости, Федеральным законом предусматривается положение о том, что письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья или по состоянию здоровья членов своей семьи.
Так же согласно Федеральному закону при определении права гражданина на получение жилищной субсидии будут учитываться все жилые помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принадлежащие на праве собственности или предоставленные по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не только гражданину, но и постоянно проживающим с ним членам его семьи, а также получение гражданином или членами его семьи в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки по обеспечению жильем за пределами указанных районов и местностей.
Действие положений Федерального закона будет распространяться на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.