Первые погрузочно-доставочные машины (ПДМ) на батареях были запущены в работу в чукотской «подземке» еще в 2016 году. Основная задача – повысить экологичность и предотвратить растепление выработок от выхлопных газов. Тогда на Майское пришли три ПДМ компании RDH. «Четыре года эксплуатации прошли не зря, - говорит заместитель главного инженера по производству Олег Чабан. - Они позволили нам выявить «слабые» места и учесть их при планировании дальнейших закупок электротранспорта».
В рамках технического перевооружения в конце 2021 года на Майском появятся еще две ПДМ компании RDH - модели MuckMaster. Вместе с новыми ПДМ на Майское прибудут также два новых самосвала RDH HaulMaster 30 TEB грузоподъемностью 30 т и объемом кузова в 16 м3. Емкость их батарей рассчитана на непрерывную работу в течение 5 часов. Этим машинам только предстоит испытать суровый климат Чукотки. При их комплектации также постарались учесть опыт работы с канадской техникой. «Модели самосвалов подбирались под производимость погрузчиков», - отмечает инженер-механик энерго-механической службы Александр Гришко. «Оценивать перспективы этих моделей пока рано, необходимо посмотреть на них в деле», - рассуждает начальник рудника Ардак Аманкулов.
Весь транспорт RDH будет функционировать на литий-ионных батареях. При этом, что особенно важно в условиях непрерывного производства, пока «электричка» будет работать на заряженном аккумуляторе, запасная батарея успеет полностью зарядиться.
Также в плане Майского – закупка двух ПДМ шведского производства - Sandvik LH514E. Эти «новички» должны прибыть на Майское с разницей в год - в 3 квартале 2021 и 2022 годов. Новые ПДМ будут первыми, работающими не на батареях, а от сети или, как говорят на Майском, «на шнурке». «Их не надо будет заряжать, как уже работающие на Майском «электрички», они будут подключены к электросети кабелем, длина которого составляет 400 м, а значит рабочая зона составит 800 м», - говорит Олег Чабан. Как уверяет производитель, Sandvik LH514E уверенно работает при температуре окружающей среды до -20ºС.
На новую электротехнику возлагают большие надежды. «Канадская техника будет задействована на проходке горных выработок, - рассказывает Ардак Аманкулов. – При этом, мы планируем оставить в строю дизельный транспорт. Но, добавив новые мощности, сможем рассчитывать на рост объемов выработки в 2022 году».
Увеличение парка техники моделями на электрическом приводе значительно сокращает затраты. «Снижается потребность в проветривании выработок общешахтными вентиляционными установками, что ведет к экономии энергоносителей. Кроме того, стоимость электроэнергии ниже стоимости дизельного топлива», - добавляет заместитель главного механика рудника Николай Кириленко.